17.01.2019 / 2067 / Мои статьи / Гость
2. Выплаты за участие в конкретных партиях – сдельная форма оплаты. 

«Гениальными» руководителями балетной труппы были сделаны РАСЦЕНКИ каждой партии во всех спектаклях. (Копия этого документа есть у авторов). Эти расценки не согласованы ни с Министерством по культуре, ни с Комитетом по финансам, ни с комиссией по труду и занятости). Эта задумка появилась у Юрия Фатеева. Хотели бы мы посмотреть его реакцию на такую инициативу начальства, если бы это появилось в период его работы артистом балета, и его лишили бы заработка. 

Вот выдержка из интервью, данным Юрием Фатеевым обозревателю "Известий" Светлане Наборщиковой 25.11.2008, вскоре после назначения его на должность: «… Самая болезненная реформа коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Ввести ее в моей власти. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, мы, в основном, имеем в виду артистов кордебалета, а он у нас достаточно обширный. При таком количестве народа мы можем иметь два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас пока нет». Это демагогия воспринята им ещё от О.М. Виноградова – Хлестаковщина. 

Очень интересная характеристика артистов кордебалета, между прочим, лучшего КОРДЕБАЛЕТА в мире, что признано всеми мировыми балетными критиками. 

Интересно, кто заставляет руководство держать в театре артистов, которые «только числятся». Зачем раздувать труппу, пополняя ее вновь и вновь, если, по словам Ю. Фатеева, в труппе есть «… люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку». Они что – отказываются заработать на пропитание? Или не могут? Уверены, что среди танцующих артистов балета не найдется ни одного, кто отказывается от работы. Происходит ровно наоборот. Особенно сейчас, при введении новой формы оплаты труда. 

Не совсем понятно, как оценивались трудозатраты, если так можно выразиться, в каждой партии, при создании этого эпохального документа. При его изучении складывается впечатление, что просто всё «с потолка» взято, малограмотным артистом. И теперь артисты не думают о том, как танцевать ту или иную партию, не думают о воплощении того или иного образа, а думают о том, сколько они смогут заработать. В каждом театре есть стенд, на котором размещается информация о репетициях, занятости в спектаклях и пр. Интересную картинку теперь можно наблюдать у этого стенда в Мариинском театре. Некоторые артисты приходят к этому стенду чуть ли не с калькулятором! Возможно, по их подсчётам, при начислении зарплаты их обманывают. Посмотрите «распечатку начислений» – отрывок бумажки с загадочными обозначениями, которую и для туалета-то, неприлично использовать. 

Направленная, якобы, на повышение результативности и качества работы система переводит творчество в разряд рыночных отношений. И дело даже не в том, что один артист получает больше, чем другой. Наверное, это правильно: больше работаешь – больше получаешь, при одинаковых ролях или способностях. Но театр, в том числе и балетный, имеет свою определенную специфику. Можно это объяснить на маленьком примере. Работая на заводе и изготавливая, например, болт, рабочий может этих болтов изготовить столько-то и получить за это – столько-то. А если выпустит их больше – больше получит (так называемая сдельная форма оплаты труда). Ура – справедливость! Можно ли себе представить ситуацию, в которой рабочего ограничивают в возможности изготовить больше деталей и, как следствие, меньше заработать? Что же это за сдельная форма оплаты будет? Нонсенс. Есть, конечно, производства, когда необходимо изготовить определенное количество таких «болтов» - больше их просто не нужно. Но тогда речь не идет о сдельной форме оплаты. А что может сделать артист балета Мариинского театра (или другого какого-нибудь), если он хочет работать, а по какой-то причине ему не дают этого сделать? Ссылаясь, например, на то, что труппа большая и всем надо заработать, или на то, что в этом месяце у тебя мало работы, зато в следующем будет больше, или на то, что раньше это танцевали высокие артисты, а теперь будут – маленькие? Причин может быть огромное количество, в том числе: - «Ну, не люблю я тебя». Хороший пример можно привести из репертуара театра. Например, в декабре 2010 г. в репертуаре было большое количество балетных спектаклей, и работы было много. А вот в феврале 2011 г. балетных спектакле 16, а в марте этого же года – аж, целых 9 и т.д. Ну, и как артисты могут заработать? Кто отвечает за репертуарную политику? И кто будет доплачивать хотя бы среднюю зарплату (минимум биологического выживания)? Гергиев, Фатеев или Правительство? Почему так плохо сформирован репертуар? Как заработать, если нет спектаклей? Контроля нет, что хочу то и ворочу! Предполагалось, что будут оплачивать репетиции (как это делается в западных балетных труппах), да что-то не очень спешат это делать. Возможно, рассматривать и западный вариант оплаты, но надо знать свою историю и свои традиции. А если учесть, что участие в тех или иных партиях зависит, как это не прискорбно, от того, как к тебе относится начальство или от того, есть ли у тебя кто-то важный за спиной (это общеизвестный факт, и касается он не только Мариинского театра), то и получается, что при равных возможностях и способностях, кто-то «наделает болтов» столько, сколько захочет, а кто-то - столько, сколько захочет начальник. Тем более, что качество спектаклей даже некому оценивать. Или репертуарная политика только от непосредственного начальника зависит? Нет. Сколько и каких балетных спектаклей Гергиев прикажет поставить в репертуар, столько и поставят. В великом городе нет ни одного органа, который бы мог контролировать театр, Анатолий Чубайс здорово продавил ситуацию при Ельцине Б.Н. Смольный или другой компетентный орган города отстранён от контроля за деятельностью театра, а ведь театр находится в зоне нашего города, а Москва далеко, события множатся каждый день. Так и хочется закричать: помогите! 

3. Стимулирующая надбавка за мастерство и особые заслуги. 

Эта выплата, вернее ее величина, полностью зависят от решения начальства, без учета мнения Худсовета. Вообще, не очень понятно, кто и как оценивает заслуги того или иного артиста. Для премьеров и солистов величина надбавок регулируется контрактом, а у обыкновенных артистов эта надбавка, в основном, выражается в «отбавке». Кроме системы, так называемого «стимулирования», в труппе были введены еще и штрафные санкции артистам за те или иные «правонарушения». В конце месяца их суммируют и учитывают при начислении надбавок. Такого нет ни в одном учреждении на всем обозримом культурном пространстве. Сидят два человека и решают: - «Вчера ты оступился (неважно по какой причине, может, дырка в линолеуме) – не дадим надбавки. Сегодня, как нам показалось, ногу поднял на 40%, а надо на 45% - снимем 30%. А у тебя форма, по нашему мнению, не очень хорошая – со всех твоих партий – 25% поснимаем. А тебя я вообще не люблю, т.к. ты сказал, что «надо снимать надбавки с руководства за плохую работу»... Будешь у меня на хлебе и воде. Будешь знать, где твоё место». Вот и всё стимулирование. А ещё штрафы за то, что опоздал на урок, причем, у разных артистов величина этого штрафа может быть разная. (В зарубежных театрах, например, уроки артистам оплачивают, как и репетиции). Определения качества в балете задача далеко не простая и субъективная. Отсюда беспредельная возможность властвовать, всё для коррупции… 

Между прочим, в проходящей сейчас реформе культурной сферы, такое положение, когда надбавки единолично распределяет руководитель, будет вообще во всех театральных коллективах. Дорвались! 

Из этих составляющих и складывается так называемая ЗАРАБОТНАЯ плата балетных артистов Мариинского театра. Руководители стали работодателями. 

Характерно вот что, при переводе труппы на новую форму оплаты труда, всем без исключения артистам балета были предложены индивидуальные контракты взамен тех, которые были подписаны ранее в двухстороннем порядке (с одной стороны, работодатель, с другой - работник). Театр, как организация не ликвидировался, не реорганизовался, не обанкротился. Условия труда сотрудников не изменились. Введение новых условий оплаты труда без перевода на другую работу, по законодательству, не должны ухудшать положения работников. Тем более – без их на то согласия. Некоторые артисты так до сих пор эти новые контракты не подписали, а расчёт заработной платы, в нарушение всех возможных законодательных актов, производится и с ними, по новой форме оплаты. Причем, в самом начале этого "эксперимента» новые контракты подписали немногие артисты. Затем было общее собрание труппы, на котором руководству задавались конкретные вопросы о перспективах работы с учетом новой формы оплаты труда. Вразумительных ответов на заданные вопросы относительно перспектив работы труппа так и не дождалась, однако, под давлением руководства, (не будешь танцевать, не поедешь в поездку за границу, не получишь звание…) многие согласились подписать новые контракты. Шантаж! 

В старых контрактах была зафиксирована величина надбавки, получаемой из средств Гранта Президента России (тогда еще В.В. Путина). Может быть, это было и не совсем правильно, может быть, кто-то из артистов и был не доволен тем, что существовала, в некотором роде, уравниловка, но такая ситуация позволяла хоть отчасти быть уверенным в заработной плате. Бездумно подойдя к хорошей инициативе руководства страны «повышение результативности и качества работы» новая система превратилась в фарс и привела артистов к полной рабской зависимости. 

Или так было задумано? Бесконтрольность руководства в театре - главная причина несправедливости. Вы сами понимаете, профсоюз это нано-величина, хотя представитель профсоюза от балетной труппы иногда добивается возвращения отнятого выходного и приводит всю труппу в истерическое состояние. Да и вообще, новый контракт – это особая статья. В нем, между прочим, черным по белому написано, что у артистов 6-ти дневная неделя с одним условным выходным днем. Это, в каких таких Законодательных актах есть определение - «условный» выходной день?! Из-за бездарного руководства очень часто случается, что выходной день переносится на неопределенный срок. А это единственный выходной, за который артист балета должен решить все житейские проблемы. А семья, дети…?. Артисты же не в безвоздушном пространстве живут, даже те « …которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета» - выдержка из интервью г-на Фатеева. Это пока они 1 или 2 года работают. А про выходные дни на гастролях - вообще смех сквозь слезы. Теперь день вылета и день прилета считается выходным днем! У артиста нет даже возможности адаптироваться к другому временному поясу. Прилетел, на следующий день – генеральная репетиция и спектакль. Вернулся, на следующий день с утра на урок и вперёд. Куда – в могилу? 

Самая большая проблема, как всегда, человеческий фактор. Как могут один, два человека беспардонно распоряжаться судьбами и жизнями такого коллектива. Раньше минимум 10 человек решали, друг друга контролируя. Было относительно справедливо! Соблюдалась Конституция. Это не высокие слова. Для артиста балета, как впрочем, и для любого артиста, жизнь – это сцена. Если ты не выходишь на сцену по независящей от твоих профессиональных способностей причине, возникает естественный вопрос – ПОЧЕМУ? И дать ответ тебе на этот вопрос должно твое непосредственное начальство. В этом случае авторитет нравственно-профессионального руководства (талант) должен быть такой высокий, чтобы каждый балетный артист мог быть уверен в адекватной оценке своих профессиональных качеств. Всё должно быть подчинено требованиям профессии и «ничего личного». То, что сейчас происходит в театре, не поддается никакой логике. Уровень труппы падает, об этом скажет любой зритель, а не только балетный критик или артист. Всё очевиднее становится отсутствие концепции развития балета в театре. А кто будет об этой проблеме думать: г-ну Гергиеву не до балета – он занят более глобальными проектами, а главного балетмейстера или художественного руководителя балета как не было, так и нет. 

Искусство, как театральное, так и балетное – дело тонкое. Какие критерии оценки качества исполнительского мастерства? Кому-то нравиться одно, а кому-то совершенно другое. В классическом балете есть каноны, которые дают возможность оценить профессионализм артиста балета. При всех равных «качественных и количественных» показателях, все артисты разные, но все они (артисты Мариинского театра) высокие ПРОФЕССИОНАЛЫ, иначе, зачем руководство их отбирало из многих студентов Академии или отбирало по конкурсу артистов на работу в театр? Так и оценивать их труд надо, как высокопрофессиональный, а не как секретарш или уборщиц в офисе (хотя труд тоже не простой). Введение «новой» формы оплаты, по мнению специалистов, разрабатывающих эту концепцию, должно было привести не только к «повышению результативности и качества работы», но и к увеличению заработной платы. Действительно, у незначительного количества артистов зарплата выросла значительно, а большинство артистов очень сильно пострадали, не снизив при этом свои профессиональные качества и не отказываясь от работы. Их просто отстранили, взяли у них часть зарплаты и перераспределили среди удобных. В Мариинском театре нет артистов, которые «едят чужой хлеб». Еще раз скажем – все работают с полной отдачей, а если найдётся один пример, так надо ставить вопрос об уходе работника перед коллективом и перед худсоветом труппы. 

Нет секрета в том, что и на пенсию артисты балета имеют право выйти в 40 лет мужчины и женщины не за «красивые глаза». Как правило, к концу своей творческой карьеры 90% артистов имеют тяжелые профессиональные заболевания, связанные с травмами опорно-двигательного аппарата. Нет нужды говорить о том, сколько стоит сейчас наша бесплатная медицина. Кстати, во время зарубежных гастролей для артистов балета оформляется почему-то не рабочая, а туристическая страховка, которая естественно не сможет покрыть расходы на лечение, если артист получит травму. Экономия на здоровье человека. 

Заканчивая службу в таком возрасте, редко кто успевает получить дополнительное образование. Это связано, в первую очередь, с «ломаным» графиком работы в течение всего рабочего времени (обязательный утренний урок, дневные репетиции, утренние и вечерние спектакли и один выходной день). Некоторым удается получить дополнительное педагогическое образование в Академии Русского Балета, которую заканчивали ранее. И то, слава Богу, что руководство Академии идёт иногда на какие-то уступки работающим артистам в плане посещаемости. Иначе не будет профессиональных студентов. 

Безусловно, изначально получая профессию артиста балета, нужно быть готовым и к травмам, и к сложному графику, и прочим «удовольствиям» этой профессии. Но, нельзя забывать о том, что это искусство совмещено с огромными человеческими затратами не только на физиологическом, но и на морально-психологическом уровне, и эти затраты должны быть достойно компенсированы. 

Что уж говорить о планировании личной жизни. Об этом не может идти и речи в таких условиях. А проблема балерин, которые готовятся стать мамами? Нет возможности балерину перевести на лёгкий труд на время ожидания ребенка, ну не могут женщины в это время танцевать. В советское время такой балерине ежемесячно выплачивался средний заработок до её возвращения на сцену. А теперь они получают базовый оклад. Нашли на ком сэкономить. Господи! Да их по пальцам можно пересчитать – будущих мамочек Мариинского театра. 

Рабский труд, казалось, у нас отменен давным-давно. Так вот, табличка - «РАБЫ», висит на шкафчике в одной из мужских гримёрок. И висит она не без оснований! Мариинский театр это ХРАМ искусства. Как во всяком храме в нём тоже есть РАБЫ, но... 

Попадая в этот ХРАМ высокого искусства, артист постепенно превращается в раба, полностью зависящего от зачастую предвзятого мнения непосредственного начальника. О каком творческом росте можно говорить, если был Приказ, запрещающий репетировать партии, которых нет в репертуаре артиста, но которые он хотел бы станцевать, т.е. если артист хочет подготовить какую-то партию (из текущего репертуара театра) самостоятельно для возможного участия в том или ином спектакле, он это сделать не имеет права. Он должен сначала получить разрешение на возможность попробовать, а потом уже получить репетиционное время. Что уж говорить о подработке на стороне. Заработать в театре не всегда получается (в связи с новой формой оплаты труда), так тебе ещё и подработать не дадут. «Не пущать!» или «договориться» с начальником. Ещё одна фраза из интервью Фатеева: - «С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопрос решается достаточно мирным путем. Во всяком случае, пока». Речь, конечно, идет о солистах. А куда «бедному крестьянину податься»? Что делать артисту кордебалета или корифею, если ему предложили что-нибудь станцевать на другой сцене или принять участие в съёмках? Почему надо прятаться, выдумывать какие-нибудь больничные. В нашей стране совместительство не запрещено и работать по контрактам в других местах тоже. Что за феодализм? Можно привести ещё одну выдержку из интервью Фатеева: «Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили свое дело. Чувствовали, что руководителю с ними интересно. (А как насчет мании величия?-прим. авт.) Таких людей немало. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются самостоятельно. Они фанатики. Не замечают ничего, кроме балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная школа славится именно своей духовностью. Одухотворённостью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал». Как хорошо любить девочек или мальчиков, которые не замечают ничего кроме балета. Как замечательно сказано, особенно про фанатизм и духовность и дыхание неземное, но кушать-то хочется всем, даже, как, ни странно, балеринам. А через год или два они получают травмы, за них работают старшие артисты, и их фанатизм на этом заканчивается. Ситуация, сложившаяся в театре вызывает у артистов уже не любовь, а недоумение и отвращение. О какой «одухотворённости» можно говорить, когда психологическое напряжение, вызванное бездарным руководством, достигло «точки кипения». О каком ТВОРЧЕСТВЕ можно говорить, о какой «эффективности и повышении качества»? 

Еще одно интересное наблюдение: Юрий Фатеев в своем же интервью призывает ориентироваться на западные труппы. 

- «Возьмём лучшие западные компании. Там человек, получающий зарплату, качественно используется в каждом спектакле. … А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. (Это кто интересно перекладывает? Очень бы хотелось, чтобы уважаемый г-н Фатеев назвал их поимённо. Вызывают возмущение такие инсинуации. Впечатление, что г-н Фатеев о каком-то клубном коллективе любителей рассуждает. – прим. авт.) Раньше у нас была действенная система переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что человек не соответствует профессии, его могли просто уволить. Сейчас, если артист достиг 38 лет, ему можно предложить уйти на балетную пенсию. Но и это не всегда срабатывает: по российскому законодательству можно трудиться до шестидесяти». 

Это кто, интересно, танцует после выхода на балетную пенсию? А поимённо? Жаль, нет комиссии для оценки работы такого начальника. 

Разве можно сравнивать западные балетные труппы, да ещё и лучшие, с нашим театром. Представляете, какая там заработная плата, какая социальная защита, какой там профсоюз, какие страховки и пр. Ну и потом, Государственных трупп за рубежом крайне мало, в основном частные. Мариинский театр – театр федерального подчинения, т.е. самый, самый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Кто-нибудь из артистов «Ковен-Гардена» или «Нью-Йорк сити балет» живет в общежитии, проработав в государственном театре более 10 лет, и не потому, что ему это нравиться, а потому, что нет денег на покупку простой однокомнатной квартиры. В России многие артисты кино, снимаясь в рекламе, могут позволить себе запросто квартиры покупать. Порадуемся за них. А как быть с гордым званием АРТИСТА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА? Как ощущать себя наследником великого русского - советского балетного искусства? Как чувствовать себя представителем ЛУЧШЕГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА В МИРЕ, когда ты подходишь к расписанию и считаешь – хватит тебе денег до следующей зарплаты на пропитание, а не на нормальную человеческую жизнь или нет. Одно издевательство. 

С уважением и надеждой на Решение этих проблем сегодняшних правителей нашей страны. 

А. Ивановский
Комментарии (0):
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]